В детстве моим любимым театром был Театр Теней. В спектакле практически не появлялись люди, были только куклы, игра со светом и голосом. В маленьком темном зале зрителя встречала белая наглаженная ткань вместо сцены, а с первым аккордом начиналась магия, погружающая в волшебные миры. Тогда с завершением представления мне хотелось как можно дольше остаться сидеть на стуле, в надежде, что это не конец, вот сейчас магия снова продолжится. И мне всегда было грустно, что представление такое короткое.
Конечно, маленькая Аня не задумывалась, сколько вложено сил, энергии, мастерства и труда актеров, звукарей, режиссера в это короткое, как она считала, представление.
И вот, став взрослой и окунувшись в театральную рутину благодаря Иному Театру, я могу с уверенностью сказать той маленькой девочке: поверь мне, тот час, что подарило тебе представление – это огромная работа. И это же мне хочется сказать каждому зрителю. Часто после спектакля мы беремся судить. Здесь со светом было не очень, а тут актер был слабоват, непонятно, зачем они вообще показали эту ветку.
А давайте посмотрим с другой стороны. Приоткроем завесу кулисы, подсмотрим в замочную скважину за репетицией. Каждый персонаж – это не актер. Разве кто-то из нас жил в Англии в 18 веке? Или кто-то был на Олимпе? Или актера действительно травили ядом? Конечно, нет. Но в том и заключается задача актера – сделать так, чтобы зритель поверил. И за этим падением на пол в мученических судорогах смерти лежит огромный труд актера. Или как на маленькой сцене создать ощущение широкой людной площади. Или, будучи ростом 1.6 метра убедить зрителя, что ты огромен, силен и всемогущ.
Так много всего остается за кадром в театре, в отличие от кино, где за 30 секунд под грустную музыку покажут видеоряд предыдущих событий, полностью раскрывающий смысл напряжения в текущей сцене. В театре это задача актера. Так снять трубку и выслушать звонок, когда на другом конце тишина, чтобы зритель понял, кто звонил. Или заплакать так, чтобы зритель ощутил всю внутреннюю боль.
А представьте, что происходит во время спектакля. Пока зритель наблюдает, как старуха исчезает
за занавесом, а на сцене продолжается действие, в узком темном коридоре, совершенно бесшумно старуха преображается в эскортницу и выходит уже в новом не только платье, но и характере, лице, голосе. Минуты на то, чтобы сменить не одежду, а жизнь, стать новой личностью.
Если вас не тронуло само действием, спросите себя, а что происходило технически. И вы удивитесь, какая сумасшедшая работа происходит вокруг, пока вы сидите в кресле.
Действие на сцене – это только фасад. А фасад всегда должен блистать.